пн.-пт. 8:00-17:00
  8 (02152) 5 15 53
 

 

Аутизм:

признаки, особенности

Аутизм — это расстройство, возникающее из-за различных нарушений в головном мозге, с характерным всесторонним, выраженным дефицитом общения, а также ограничением социального взаимодействия, незначительными интересами и повторяющимися действиями.

 Признаки раннего детского аутизма до 2 лет

Сегодня исследователи считают, что можно обнаружить признаки аутизма у ребенка почти 4-месячного возраста. Вот несколько признаков, которые могут указывать на то, что Ваш ребенок должен пройти оценку развития.

В 3 месяца:

- не реагирует на громкие звуки

- не следит взглядом за движущимися объектами

- не хватает и удерживает объекты

-не улыбается людям

- не агукает (не гулит)

- не обращает внимания на новые лица

В семь месяцев:

- не поворачивает голову, чтобы обнаружить откуда раздаются звуки

- не показывает привязанность к вам

- не смеется или не делает визжащих (от удовольствия) звуков

- не тянется к объектам

- не улыбается самой себе

- не пытается привлечь к себе внимание с помощью действий

- не проявляет интерес к играм типа пряток

В двенадцать месяцев:

- не ползает

- не говорит отдельные слова

- не использует жесты, такие как кивки (или отрицательное мотание) или качания головой

- не указывает на объекты или рисунки

- не может стоять, когда поддерживают

В двадцать четыре месяца:

- не может ходить

- говорит не более 15 слов

- не использует предложения длиннее двух слов

- кажется, не знает функций бытовых предметов, таких как телефон, вилка и ложка

- не имитирует ваши действия или слова

- не может катать колесную игрушку

- не следует простым инструкциям

 Симптомы заболевания в возрасте от 2 до 11 лет

Дети с аутизмом в этом возрасте испытывают актуальную для предыдущего периода симптоматику. Ребенок на собственное имя не отзывается, в глаза не смотрит, любит находиться в одиночества, отсутствует интерес к другим детям. Помимо этого отмечаются и другие характерные симптомы заболевания:

-повторение однотипных действий (своеобразных ритуалов), при смене привычной для себя обстановки у него возникает сильное беспокойство.

-Ребенок знает лишь несколько слов, может вообще не разговаривать.

Возможно постоянное повторение ребенком одного и того же слова, беседу он не поддерживает.

- возникают трудности с чтением или письмом.

 Аутизм у ребенка старше 11 лет

-Ребенок предпочитает проводить время в одиночестве, хотя простые навыки общения освоены,

Отмечаются и другие признаки:

-интерес направлен только на одну область, игрушку, мультфильм, передачу; дефицит внимания; бесцельные сложные движения; соблюдение собственных, часто нелепых со стороны, правил; непонятные страхи также имеют место; гиперактивность; потребность в однообразном расположении мебели и вещей в доме – если ее переместить, у ребенка может быть истерика или паническая атака; ребенку надо соблюдать определенную последовательность при одевании, пробуждении, отходе ко сну; может быть агрессия, направленная на себя.

Обучение детей с аутизмом затруднено, но это не значит, что у всех аутистов имеется низкий IQ – им трудно быстро сменять род деятельности и рассеивать внимание одинаково на несколько предметов. Воспитание требует огромных сил со стороны родителей: ведь если малыш научился ходить на горшок или переодеваться дома, это не значит, что он сможет это сделать в гостях или в детском саду.

Основными методами диагностики аутизма у детей являются:

-осмотр ребенка отоларингологом и проверка слуха – это необходимо для исключения задержки развития речи ввиду тугоухости;

-ЭЭГ – проводят с целью выявления эпилепсии, так как иногда аутизм может проявляться эпилептическими припадками;

 УЗИ головного мозга – позволяет выявить или исключить повреждения и аномалии строения головного мозга, которые могут провоцировать симптомы заболевания; проведение тестов со специальными опросниками.

Лечение аутизма

Лекарства от этой болезни не существует. Нет такой таблетки, выпив которую аутичный ребенок станет полностью здоров. Единственный способ приспособить аутичного ребенка к жизни в обществе – упорные ежедневные занятия и создание благоприятной среды. Это большой труд родителей и педагогов, который почти всегда приносит свои плоды.

Принципы воспитания ребенка-аутиста:

Необходимо создать благоприятную среду для жизни, развития и обучения ребенка. Пугающая обстановка и неустойчивый распорядок дня тормозят навыки у аутиста и заставляют еще глубже «уходить в себя».

Понять, что аутизм – способ существования. Ребенок с этим заболеванием видит, слышит, думает и чувствует по-другому, отлично от большинства людей.

Подключить к работе с ребенком психолога, психиатра, логопеда и других специалистов при необходимости.

На современном этапе помощь больным детям может оказать только составленная грамотным специалистом коррекционная программа – последовательность действий, которые проводят не для того, чтобы вылечить аутизм (он не лечится), а с целью максимальной адаптации ребенка к условиям окружающей среды.

Для выполнения этой программы очень важна помощь родителей, ведь для малыша весь мир непонятен и враждебен.

Что делать?

Аутизм — это расстройство развития ребенка, сохраняющееся на протяжении всей жизни. Но благодаря своевременной диагностике и ранней коррекционной помощи можно добиться многого: адаптировать ребенка к жизни в обществе; научить его справляться с собственными страхами; контролировать эмоции.

Самое важное — не маскировать диагноз за якобы «более благозвучным» и «социально приемлемым». Не убегать от проблемы и не фиксировать все внимание на негативных аспектах диагноза, таких, как: инвалидность, непонимание окружающих, конфликты в семье и прочее. Гипертрофированное представление о ребенке как о гениальном также вредно, как и подавленное состояние от его неуспешности.

Необходимо без колебаний отказаться от терзающих иллюзий и выстроенных заранее планов на жизнь. Принять ребенка таким, каков он есть на самом деле. Действовать исходя из интересов ребенка, создавая вокруг него атмосферу любви и доброжелательности, организовывая его мир до тех пор, пока он не научится делать это самостоятельно.

Помните, что без вашей поддержки ребенку с аутизмом не выжить.

Прогноз при аутизме 

Прогнозы развития аутистов такие: 10 % взрослых больных имеют несколько друзей, требуют некоторую поддержку; 19 % имеет относительную степень независимости, однако остаются дома и нуждаются в повседневном наблюдении, а также значительной поддержке; 46 % нуждаются в попечении специалистов по аутистическим расстройствам; а 12 % больным необходим высокоорганизованный больничный уход.

Советы родителям

-Строго придерживатесь определенного режима и ритма жизни ребенка.

-Принимайте ребенка таким, какой он есть.

-Исходите из интересов ребенка.

-Соблюдайте ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка).

-Научитесь улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.

-Чаще приходите в группу или класс, где занимается ребенок.

-Как можно чаще разговаривайте с ребенком.

-Создайте комфортную обстановку для общения и обучения.

-Терпеливо объясняйте ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты и  т.п.)

-Избегайте переутомления ребенка

Возможность сделать лучше жизнь ребенка с аутизмом — это очень ценный и благодарный опыт. Но чтобы его пережить, вам нужно будет сначала позаботиться о самих себе.

Помните, чтобы наилучшим образом позаботиться о своем ребенке, вы должны сначала наилучшим образом позаботиться о себе.

Родителям часто трудно оценить собственные источники сил, навыки преодоления стресса или эмоциональное состояние. Вы можете быть слишком заняты нуждами своего ребенка и не позволять себе расслабиться, поплакать или хотя бы подумать. Вы можете доводить себя до полного истощения и такого стресса, что начинаете с трудом функционировать, не говоря уже о заботе о себе. Такое состояние негативно скажется не только на вас самих, но и на всей вашей семье.

Вам может казаться, что ваш ребенок очень нуждается в вас, больше, чем когда-либо. Может быть, что ваш бесконечный список дел — это единственное, что позволяет вам двигаться вперед. Или вы можете чувствовать растерянность и не знать, с чего начать. Нет одного правильного способа справиться с диагнозом. Каждая семья уникальна и по-своему реагирует на стрессовые ситуации. Начало лечения вашего ребенка поможет вам почувствовать себя лучше.

Признание эмоционального влияния аутизма и уход за собой во время стрессового периода поможет вам подготовиться к предстоящим трудностям. Аутизм — это расстройство, которое влияет на все стороны жизни. Он изменит не только ваше отношение к ребенку, но и ваше отношение к миру в целом.

 Любовь и вера в ребенка - это основное правило, чем должны руководствоваться родители.

По вопросам проблемы аутизма можно обратиться в Витебский областной клинический центр психиатрии и наркологии по адресу: Витебский район, п.Витьба, ул. Центральная 1а (предварительная запись на консультацию по телефонам: 8(0212) 61-45-82 зав. детско – подростковым отделением диспансера Данилова Елена Леонидовна или 8(0212)69-29-69 зав. детским психиатрическим отделением стационара Мужиченко Татьяна Петровна). 

Данилова Елена Леонидовна, специалист по детской психиатрии и медико – социальной реабилитации подростков ГУЗО ВОИК, зав. детско – подростковым психиатрическим отделением УЗ «Витебский областной клинический центр психиатрии и наркологии»