пн.-пт. 8:00-17:00
  rcg-miory@yandex.by
  8 (02152) 4 14 53
   ГОРЯЧАЯ ТЕЛЕФОННАЯ ЛИНИЯ: 8 02152 4 13 57, 8 02152 4 35 02
   ежедневно  кроме: выходных дней – сб, вс; с 10.00 до 12.00; с 14.00 до 16.00
 

Без компьютеров современный мир представить просто невозможно, они прочно вошли в обыденную жизнь и сопровождают людей практически повсюду: на работе, дома, в автомобилях, магазинах и т.д. Взаимодействие с ними человека, причем не только взрослого, но и ребенка, стало вполне привычным явлением. Бесспорно, компьютер очень полезное, а в некоторых случаях даже незаменимое устройство. Вот только полностью безобидным его назвать никак нельзя, особенно в отношении детей.

Современные дети проводят за компьютерами немало времени, пользуясь ими не только для обучения, но и для развлечений. С их помощью они узнают много нового, общаются с разными людьми, занимаются творчеством и т.д. Работа мышкой и использование клавиатуры способствуют развитию мелкой моторики. Компьютерные игры развивают логическое мышление, внимание, память, быстроту реакции и визуальное восприятие. Они совершенствуют интеллектуальные навыки, учат аналитически мыслить, обобщать и классифицировать. Но если компьютер в жизни ребенка занимает слишком много времени, помимо пользы, он может нанести и вред.

Бесконтрольное пребывание ребенка за компьютером может привести к некоторым проблемам со здоровьем. В первую очередь это касается зрения. При работе за монитором глаза очень сильно устают. Монитор обладает большой яркостью и, к тому же, мерцает. От ребенка требуется концентрация взгляда на одной точке долгое время. Вред компьютера для детей особенно велик из-за того, что они не знают меры и сидят перед ним часами, не отрываясь, а поскольку мышцы глаз у них еще не окрепли, то возникает серьёзная угроза для зрения. Хроническая усталость глазных мышц приводит к ухудшению зрения, покраснению глаз, а в дальнейшем - к близорукости и другим глазным проблемам. Во избежание этих проблем необходимо приучите ребенка каждые 20 минут отводить взгляд от монитора и в течение десяти секунд смотреть на удаленные предметы, например, дерево за окном. Также стоит проследить, чтобы экран находился на расстоянии не менее полуметра от глаз, а помещение было достаточно освещенным.

Вред компьютера для ребенка заключается еще и в снижении двигательной активности. Для нормального развития, растущему организму просто необходимо движение. А долгое пребывание перед монитором еще и в неправильном положении способно привести к проблемам с опорно-двигательным аппаратом, повышенной утомляемости и раздражительности. Ребенок должен достаточно времени проводить на свежем воздухе и двигаться. Компьютер, ни в коем случае, не должен полностью заменять обычные детские игры и занятия, например, рисование, лепку, езду на велосипеде и т.д., время, проводимое за ним, должно быть строго лимитированным. Так для детей дошкольного возраста оно должно составлять не более 25 минут, для младших школьников не более часа, а для старших не более двух.

Опасными являются и источники слабого электромагнитного излучения, которое действует в течение длительного промежутка времени.

Компьютер имеет сразу два источника электромагнитного излучения (монитор и системный блок). Пользователь ПК лишен возможности работать на безопасном расстоянии. Монитор, особенно его боковые и задние стенки, является очень мощным источником электромагнитного излучения. В результате продолжительной работы за компьютером в течение нескольких дней ребенок чувствует себя уставшим, жалуется на головную боль, становится крайне раздражительным и капризным, часто отвечает на вопросы однозначными ответами, что приводит к синдрому хронической усталости.

Не менее велико и влияние компьютера на психику ребенка, которое помимо положительного может быть и негативным. К негативным последствиям относится:

  • Компьютерная зависимость. Это явление в последнее время стало достаточно распространенным, особенно от него страдают подростки. Пребывание в сети позволяет им уйти от повседневных проблем, забот и окунутся в другую реальность, которая со временем становится заменителем настоящей жизни.
  • Нарушение восприятия. Чрезмерно увлеченный компьютерными играми ребенок, плохо сопоставляет виртуальные и реальные события. Он может переносить в жизнь то, что видит в мониторе. Например, если его любимый герой с легкостью перепрыгивает с крыши на крышу, ребенок вполне может попытаться это повторить.
  • Отсутствие коммуникативных навыков. Общение в сети никогда не сможет заменить реального. Основная часть коммуникативных навыков у ребенка формируется по средствам общения и игр со сверстниками. В виртуальном же мире нет необходимости ни под кого подстраиваться, здесь можно вести себя как угодно и никто не осудит за плохое поведение. Со временем такая модель поведения может перейти в реальную жизнь, вследствие чего у ребенка могут возникнуть серьезные проблемы в общении с другими людьми.
  • Излишняя агрессия. Многие компьютерные игры имеют достаточно жестокие сюжеты, которые внедряют в сознание детей установку, что в жизни всего можно добиться с помощью насилия.

Чтобы избежать всех этих проблем, постарайтесь создать для ребенка комфортную эмоциональную среду, чтобы у него не возникло желания уходить от реальности. Для этого больше с ним общайтесь, интересуйтесь его увлечениями, установите с ним доверительные отношения и воздерживайтесь от излишней критики, пусть он всегда чувствует вашу любовь и поддержку.

Конечно же, следует и не забывать про правильно организованное рабочее место пользователя ПЭВМ, которое должно обеспечивать ребенку возможность удобного выполнения работы в положении сидя и не создавать перегрузки костно-мышечной системы. Основными элементами рабочего места являются: рабочий стол, стул, дисплей, клавиатура.

Конструкция рабочего стола должна соответствовать возрасту и росту ребенка и обеспечивать возможность размещения на рабочей поверхности необходимые учебные пособия и оборудования. Стол следует выбирать без острых углов и краев.

Рабочий стул обеспечивает поддержание рациональной рабочей позы, позволять изменять ее с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления. Тип кресла следует также выбирать с учетом роста ребенка.

Желательно, что бы рабочее место ребенка было оборудовано подставкой для ног, которая должна регулироваться по высоте и углу наклона опорной поверхности.

Следует и не забывать, что помещения для эксплуатации компьютера должны быть оборудованы естественным и искусственным освещением.

Рациональный режим работы с компьютером, правильно организованное рабочее место ребенка, внимание и забота родителей, педагогов позволит снизить вредное воздействие компьютера на здоровье детей.

 

Фельдшер-валеолог

ГУ «Миорский РЦГЭ»                                                 А.А. Арехова

 

Главный врач

ГУ «Миорский РЦГЭ»                                                 Г.В. Федукович